суббота, 10 ноября 2012 г.

Функциональная Эстетика В Спорте


По мнению Мишеля Боэ (1968), в спорте существует функциональная эстетика. Спорт, пишет он, обладает чертами и канонами эстетической ценности, которые не отделимы от технического совершенства спортивных действий, осуществляемых в ходе соревнований. Какой бы ни была красота спорта, это не просто «красота», а «красивый спорт», и эта специфика функции, полагает Боэ, уникальна. Функциональную эстетику можно трактовать как эстетику функции со свойственными ей определенными категориями, важными для спорта, такими, как красота, гармония, возвышенность и драматичность. Мы считаем ложным суждение о том, что спортсмены не интересуются искусством, пусть даже некоторые из них его недооценивают, поскольку находят собственный источник прекрасного в своем виде спорта. Например, лыжники и гребцы благодаря своему мастерству испытывают эстетическое наслаждение движением по снегу или речной глади. В определенные моменты они обнаруживают, что их трогает окружающая красота и их собственная роль во взаимодействии с природой.
Боэ замечает, что сконцентрировать внимание на эстетической функции спорта тем более важно, что она часто скрыта и с точки зрения спорта, и с точки зрения эстетики. Зачастую мы улавливаем красоту какого-либо действия потому, что мы сами хотели бы в нем участвовать, либо для того, чтобы вызвать эстетическую реакцию других, кто нас наблюдает и оценивает, либо для того, чтобы самим ощутить свое действие красивым. Придавая изящную траекторию копью или сливаясь с изящным подъемом парящего планера, являясь составной частью изящного единства экипажа, ритмично направляющего лодку вперед последовательными ударами весел,— во всех этих случаях спортсмен испытывает чувство совершенства своих движений. Это чувство спортсмен приобретает и на тренировках, и во время соревнований. Важно отметить, что данное ощущение утрачивается атлетом, который превращает свое мастерство в чисто цирковую виртуозность. Эстетично как бы непроизвольное виртуозное мастерство, а крикливое выставление его напоказ — вульгарно. Проявляемая спонтанно виртуозность отражает внутреннюю гармонию, внутренний мир личности.
Эстетическая функция спорта объемлет понятие прекрасного как в динамике, так и статике. Та и другая дают спортсмену возможность ощутить пластичную красоту его тела. Процитируем Кубертена: «Спорт творит красоту, поскольку он превращает атлета в живую скульптуру». Сложение таких спортсменов, как Джесси Оуэне и Вилма Рудольф, поясняет смысл того, что имеют в виду под пластичной красотой атлетических форм человеческого тела. Пластичность эта может быть частично объяснена уже самими физическими данными спортсмена — фактором, который, с точки зрения наблюдателей, эстетичен.
Чтобы дополнительно пролить свет на эстетическую функцию спорта, Боэ заимствует у Этьена Сорио его концепцию атлетической красоты. Атлетизм говорит в первую очередь о динамичности человека. Эта динамичность связана с чувством времени и проявляется в контролируемых изменениях движения во времени, то естьускоренииизамедлении, атакжевпространственныхизменениях. Значит, красотаспортаможетбытьопределенапутемпространственно-временногоанализа. Чтобыпояснитьэтонапримерах, нам достаточно обратиться к таким видам спорта, как бег на лыжах, где эстетический потенциал может определяться стилем движений, или планеризм, эстетика которого зависит от среды, или же спортивные игры с мячом, в которых скорость и траектория полета мяча регулируются из стратегических, а следовательно, и эстетических соображений. Предположение, что спорт красив, заведомо имеет больше смысла для того, кто им интересуется. Эстетический подход обычно связывается со знатоками искусства, однако нет никаких причин отказывать в праве на него другим. Большинство людей знает, что им нравится, а поэтому можно сказать, что уже само умение видеть прекрасное — начало эстетического подхода. Некоторые действия в спорте для нас просто красивы и, следовательно, становятся эстетическими объектами. Для некоторых это ощущение не зависит от того, кто выигрывает или проигрывает. В самом деле, почему бы спортивному болельщику не обладать независимым эстетическим подходом к зрелищу? Он вправе воспринимать данный вид спорта, как ему угодно. И весьма вероятно, что посещение стадиона доставляет ему некоторое внутреннее эмоциональное наслаждение, даже если он не удовлетворен итогом состязания. Все зависит от того, что происходило у него на глазах. «Зачастую зритель разбирается во взаимоотношениях между осмысленным и неосмысленным движением и видит разницу между ними»,— пишет Эллиотт (1974).
Согласно мнению Боэ (1968), функциональная эстетика охватывает как субъективную, так и объективную сферы эстетического опыта и оценки. Боэ не стремится разделить ощущения, получаемые как в результате личного участия в спортивных состязаниях, так и путем наблюдения за действиями других или за окружающей природной средой. Например, как мастер планеризма сам Боэ мог бы наслаждаться собственным мастерством (субъективная эстетика) и быть в то же время восприимчивым к красоте неба, облаков и расстилающегося внизу пейзажа (объективная эстетика). Главный вывод, к которому он нас подводит, заключается в том, что субъективная и объективная эстетики очень часто неразделимы. Па это же указывает и Эуген Херригель (1953): «В стрельбе из лука стрелок и выстрел перестают быть двумя противоположными объектами, а становятся единой реальностью».

Комментариев нет:

Отправить комментарий